О детских обидах

Приближался мой день рождения. Кажется, мне должно было стукнуть десять. Бабушка, у которой я гостил по случаю летних каникул, однажды говорит:
- Что бы ты, Геночка, хотел получить в подарок на день рождения?
Я, не колеблясь, ответил:
- Альбом с марками!
Помните, в давние времена в продаже были такие альбомчики в несколько страниц, на каждой из которых с помощью маленьких клейких бумажных полосочек были прикреплены марки? Марки при желании могли быть впоследствии отклеены и размещены в "настоящих" альбомах, с прозрачными кармашками.
Вот такой альбомчик мне и приглянулся в местной "Союзпечати" (к слову сказать, именно у той "Союзпечати" я услышал рецепт правильной игры в "Спортлото" и до сих пор им пользуюсь :) - впрочем, это совсем другая история).

Вот так выглядела страница в альбоме

марки из Союзпечати
А вот так крепились марки к листу

Окрыленный близостью осуществления мечты, весь в радостных предчувствиях, я подвел бабушку к киоску и указал пальцем на то, чем хотел обладать.
Бабушка взяла в руки альбом на предмет ознакомления, повертела его в руках и произнесла фразу, которую я запомнил навсегда:
- Та сколько тут тех марок! Кот наплакал!
Этим она хотела подчеркнуть несоответствие цены содержанию.
Я хватал ртом воздух, не в силах привести контраргумент в пользу покупки. Я вообще был мальчик воспитанный, не наглый, да к тому же считал, что в 10 лет дети не должны уподобляться малышам и канючить: "ну, ба-а-ба-а-а, купи-и-и-и".
Так и ушли мы оттуда. Бабушка - в полной уверенности, что поступила правильно, избежав кабальной сделки. Я - с мыслью о том, что нет счастья в жизни.

Бабушка, если бы вдруг оказалась сейчас жива, очень бы удивилась, что я помню об этой истории, не стоящей выеденного яйца. Я получил на день рождения более ценный подарок, и он мне был дорог, и я был за него благодарен ей с дедом. И вообще, бабушка у меня была замечательная, любимая. Но эта история не столько о бабушке, сколько о детской обиде.

Мы вырастаем, становимся родителями и воспринимаем действительность уже не так, как воспринимали в детстве. Мы можем ненароком обидеть своих детей (или внуков) и даже этого не заметить, а они пронесут эту обиду через всю жизнь.

Однажды за столом, урезонивая разбаловавшегося сына, я ради смеха наклонил его голову к тарелке и ткнул носом в пюре. Я не стремился унизить его, выставить на посмешище, это, по моей импульсной задумке, была такая шутка. Шутка состоялась, ребенок утих. Дочь действительно засмеялась, глядя на растерянного сына с измазанным в пюре носом, но в глазах ее мне привиделся вопрос: "Папа, ты что, дурак?". И сын ничего не сказал, и даже, кажется, не обиделся. Но это я так думаю, а как оно было на самом деле? Тогда я его об этом не спросил, а сейчас спрашивать было бы глупо.

Мне тогда вспомнилась история про бабушку и альбом с марками, и я решил, по возможности, вести себя так, чтобы никогда ни у сына, ни у дочки не было повода десятилетия спустя вспоминать о таких эпизодах. Надеюсь, у меня это получается.

А вы помните ваши детские обиды?
Или, может быть, вы знаете об обидах ваших детей?



Две истории трехлетней давности:
- Баница и наркотики
- Можно задать вам пару вопросов?


15 коммент.:

Author комментирует...

Мне было очень обидно, когда в первом классе в первый день нас рассаживали за парты, и меня (о, боги!) посадили вместе с мальчиком, с которым я была в детском саду, и он (мальчик) мне жутко нравился, что вполне предсказуемо. Но мама одной фразой разрушила зарождающуюся прекрасную сказку, сказав "ой, они из одной детсадовской группы, будут болтать. не нужно их вместе садить". грустила я, разумеется, недолго, но тот случай тоже очень ярко помню и сейчас.

Gennady комментирует...

T.S., на расстоянии любовь крепче. То есть, мама даже лучше сделала. :)
Обидно, что 100 добрых дел из памяти сотрутся, а какая-нибудь мелкая (по сегодняшним меркам) ерунда засядет на всю жизнь...

ЧУМработница комментирует...

Недавно разговорились с дочерью,и она мне рассказала про свою обиду. Я много работала,приходила поздно,а танюшка на чистой открытке написала мне море хороших слов. А я пришла домой и вместо того,чтобы ее похвалить,обнять,навопила на нее,потому что открытку приготовила кому-то на завтрашний праздник.Ну,не дура ли набитая?! Причем,я совершенно забыла этот случай,а она помнила столько лет..

Gennady комментирует...

ЧУМработница, с ужасом только что подумал, что тоже много раз я или отмахивался, или выговаривал за то, что ребенок что-то сделал не так, как нам, взрослым, казалось бы логично, правильно... В общем, наверное, никого сия чаша не миновала, и каждый из родителей в чем-то "виноват". Главное, чтобы это были мелочи, а не что-то кардинальное.
Может, ребенку необходимо это жизненное испытание - обида? А то откуда он узнает, что это такое?

Elena Rubric комментирует...

А я писала родителям длиннющие письма из университета, мне было всего 16 лет, я была совсем одна в чужом городе, а родители жили заграницей. Я понимала, насколько им важно знать, что у меня и как. С самого начала попросила родителей не выбрасывать моих писем, в них была вся моя студенческая история... А папа при переезде в Союз решил мои письма с собой не везти... Это был удар кинжалом в самое сердце! Ведь просила же!..

Colere комментирует...

Очень интересно было читать, спасибо, заставляет задуматься. Кстати, я сам еще ребенок (16 лет), и действительно такие вот незначительные "шутки" со стороны родителей запоминаются на долго и оставляют в душе неприятный осадок. всему нужно стараться чтобы этого было меньше;)

Gennady комментирует...

Rubric, Лен, обида - она в любом возрасте обида. Нам хочется, чтобы с нами советовались и прислушивались к нашему мнению, и когда этого не происходит, то что нам остается, кроме как обидеться? В твоем случае, несомненно, у тебя были к этому все основания.

Gennady комментирует...

Colere, приятно удивлен, что эти записи читает настолько молодой человек. Надеюсь, что тебе пригодится в будущем что-нибудь из прочитанного! :) Хочешь откровение? Всему хорошему в жизни я научился в первые 20 лет своей жизни...

Ruslana комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Саламандра комментирует...

Гена! Детские обиды важная штука в свое время, но они могут терзать нас всю жизнь, несмотря на глупость и бессмысленность этих терзаний.
Мне кажется, что тебе надо поговорить с сыном о той шутке за столом. Это может быть не актуально для тебя, но если он помнит и до сих пор хранит в душе ту обиду? Одного разговора хватит обратить неприятное воспоминание в чувство новой близости отца и сына.
Я вот была бы рада, если бы моя мама вспомнила случаи, когда обижала меня и может объяснила, что обидеть меня совсем не хотела...

Gennady комментирует...

Марианна, я с тобой согласен: разговор о своих ошибках с сыном/дочкой выводит уровень взаимного доверия на новую высоту. Я стараюсь, если я неправ, поговорить сразу же, "по горячим следам", извиниться, разобрать ситуацию, объяснить, почему я сказал или сделал так-то и так-то. Мне нужно было и в случае на кухне поступить так же. Но по прошествии долгого времени снова поднимать этот вопрос мне как-то не с руки. Дорога ложка к обеду. Вполне возможно, этот случай не оставил никакого следа в памяти ни у сына, ни у дочки. И потом, у меня есть от сына индульгенция, я сейчас о ней расскажу, отдельным постом.

Саламандра комментирует...

Гена, я рада за тебя! И индульгенция - чудесная :)

Gennady комментирует...

Марианна, правда, она покрывает прошлый период, а новую индульгенцию еще надо заработать...

Анонимный комментирует...

Поздноватая реакция, конечно. Но очень хороший пост, захотелось написать. Обида детей на родителей должна быть. Чтобы учиться прощать. Чтобы легче отделиться от родителей и отправиться в самостоятельное плавание. Чтобы выросшему ребёнку можно было посмотреть на себя маленького немного свысока и оценить приобретённый опыт. Иначе нет смысла взрослеть.

Gennady комментирует...

scerzzo, соглашусь. Не должно быть все розово и сладко, нужно что-то для контраста. Обиды в детстве - это такие упражнения из большого учебника, готовящего нас к будущей взрослой жизни.

Отправить комментарий